В истории учения можно выделить два периода: научный и донаучный.
Донаучный период начался одновременно с развитием человечества. Первые сведения о пользе регулярных холодных ванн и свежего воздуха есть еще в папирусах Древнего Египта.
Знаменитое «спартанское воспитание» было, по сути, основано на закаливании: так, мальчики с семи лет должны были ходить в любую погоду босиком, а в теплое время года – обнаженными. Кстати, женщины Спарты закалялись наравне с мужчинами, они «упражнялись в борьбе, беге и метании диска, чтобы тела их были сильны, и они могли выйти из мук деторождения, сохранив свое здоровье».
В Древнем Китае как методы закаливания были известны солнечные ванны, водные процедуры, упражнения и массаж. Как гласит «Трактат о внутреннем», «мудрый лечит ту болезнь, которой еще нет. Давать лекарства от болезни, которая уже пришла в тело – это поступок, подобный тому, чтобы ковать оружие, когда враг уже начал бой, или копать колодец, умирая от жажды».
У римлян главным способом закаливания были термы, которые не уступали любому современному фитнесс-центру: там были помещения для массажа, зал для гимнастических упражнений, бассейны с холодной и горячей водой, ванны с травяными настоями, лечебными грязями, песочные ванны.
А великий Гиппократ был первым, кто превратил накопленный практический материал в единую систему. Он писал, что «холодные дни делают тело упругим и подвижным, а у тех, кто сидит в тепле, мышцы изнежены и слабы, оттого они страдают обмороками и кровотечениями».
Авиценна в своем «Каноне врачебной науки» первым проанализировал физиологические механизмы закаливания, поставив во главу угла регуляцию кровообращения: «купание в холодной воде осаживает присущую телу теплоту вовнутрь, а затем она опять приливает к поверхности тела, усилившись в несколько раз».
На Руси закаливание было сочетание двух главных факторов: снега и бань (почти как у древних римлян, за вычетом снега), и носило массовый характер. Зато Средние века были потерянным для закаливания временем. Кто бы тогда под пристальным взглядом церкви осмелился бы показывать заботу о теле, «скудельном сосуде», а не о душе?
В эпоху Возрождения возродилось и представление о закаливании, которое вернулось в систему воспитания детей (работы Томмазо Кампанеллы, Джона Локка).
Научный период
Первый серьезный научный труд о закаливании, «О значении для животного организма искусственно вызванных колебаний температуры», принадлежит перу врача А.Назарова и был написан в 1881 г. Его работа стала отправной точной для трудов многих блестящих физиологов, например, В. Горниевского.
В 1901 году Г. Сперанский, ученик Н.В. Филатова, знаменитый педиатр, выпустил первую книгу о закаливании детей грудного и ясельного возраста. В. Пирусский в Сибири и А.Вирениус в Петербурге пытались внедрить детское закаливание; однако в то время на государственном уровне их попытки остались почти без поддержки.
В СССР теоретической и практической роли закаливания придавалось очень большое значение. Была создана база для дальнейшего развития закаливания, как науки.
И сейчас, когда механизмы терморегуляции и метаболизм изучают, буквально разбирая на молекулы, возможны новые серьезные открытия. Однако, что бы ни узнали ученые, огромная польза закаливания останется неоспоримой, как это было и в Спарте, и в Риме.