Третий этап обучения плаванию. Активные плавательные движения ногами и руками. Попадание воды в ушки.
Дети, которых учат плаванию в домашней ванне, в этом возрасте должны уже переходить к третьему периоду обучения, который тоже состоит из 50-60 занятий и рассчитан примерно на 2 месяца. Продолжительность каждого занятия - 40-45 минут. В этом периоде ребенок должен освоить активные плавательные движения ногами и руками. Занятиям в ванне, как и прежде, предшествует массаж и гимнастика.
В ванне малыш лежит на спине уже самостоятельно. Если это не получается, используется "чепчик русалки" или подвеска. При положении на груди можно применить "пояс Нептуна" либо слегка поддерживать ребенка под подбородок или живот. Мать берет ребенка за стопы и проводит. Плавательные упражнения для ног сначала в положении на спине, потом на животе. С 8-10-го занятия они чередуются с упражнениями для рук.
В положении на спине прямые руки вытянуты в стороны и чуть вверх. Стоя со стороны головы ребенка и охватив его руки за область локтевых суставов, мать одновременно движет 8-10 раз ими, загребая воду, вниз к туловищу, а дальше вверх по воздуху в исходное положение. Такие серии движений повторяются 4-8 раз с 15-20-секундным отдыхом.
Второе упражнение выполняется из положения рук, вытянутых вдоль туловища. Взяв их за предплечья, мать попеременно нажимает ладонями малыша на воду, совершая движение вниз на 45-50° и обратно. Когда одна рука идет вниз, вторая движется вверх, так выполняются серии по 20--30 движений 4-8 раз с 15-20-секундным отдыхом между ними.
Третье упражнение для рук напоминает "велосипед" и выполняется в таком же ритме.
Затем ребенок переворачивается на грудь, поддерживается "поясом Нептуна" или подвеской, и опять выполняются те же виды движений для рук (гребок вытянутых вперед рук в стороны на 50-60°, опускание нажиманием на воду повернутых вниз ладоней ребенка на 45-50°, поочередные глубокие гребки вытянутой рукой с последующим ее сгибанием в локтевом суставе и возвращение в исходное положение).
Внимательно присматриваясь к маленькому "пловцу", необходимо выявить, какие из плавательных упражнений удаются ему лучше, и тогда повторять только их.
К концу третьего периода рекомендуется стимулировать самостоятельное плавание младенца. Мать проводит с ним несколько движений, затем немного подталкивает его вперед, чтобы он сам продолжал плыть, повторяя эти движения. Такие попытки делаются по 10-15 раз за занятиё пока ребенок не станет самостоятельно двигать в воде ногами и руками. Стимулировать эти действия можно с помощью игрушек, которые следует помещать на небольшом расстоянии перед "пловцом", он будет стремиться их достать.
Совершенствуется и ныряние. Если раньше ребенок нырял из положения стоя или на груди, то теперь его приучают к погружению и из положения на спине. Для чего под привычную команду "ныряй" нажимают слегка на лежащего или находящегося в состоянии прямой проводки малыша, чтобы его лицо на 4-5 секунд погрузилось под воду. Годится для этой цели упражнение "качели", при котором лежащего на груди ребенка, поддерживая одной рукой под подбородок, другой обхватом сверху под область таза, раскачивают сначала из стороны в сторону, а затем быстро погружают в воду и несколько раз в течение 5 секунд проводят по ней от одного конца ванны в другой. После 5-6 занятий можно попробовать оставить ребенка на середине ванны, чтобы он сам доплыл до ее конца, где его подхватят руки матери.
Родители порой беспокоятся, не опасно ли попадание в уши малыша воды при купании и плавании. Если уши у ребенка здоровы, опасаться нечего. У малышей, перенесших острый или страдающих хроническим отитом, в барабанной перепонке может образоваться отверстие. Тогда при купании или плавании вода может попасть в полость среднего уха и стать причиной обострения заболевания. В такой ситуации перед купанием в ухо ребенку нужно положить маленький ватный тампончик, пропитанный растительным маслом.