После того, как ребенок приобрел основные навыки на суше и немного в воздухе ("смотрите, я самолет!"), настало время приступить к основам плавания. Прежде всего, необходимо различать два понятия - обучение плаванию и привыкание к воде.
Наши дети уже умеют бегать и прыгать, сохраняя равновесие. Они сами залезают на горку, сами по ней съезжают и раскачиваются на качелях высоко-высоко, до самого неба. После того, как ребенок приобрел основные навыки на суше и немного в воздухе ("смотрите, я самолет!"), настало время приступить к основам плавания.
Прежде всего, необходимо различать два понятия - обучение плаванию и привыкание к воде. Невозможно обучить плавать трехлетнего ребенка, который вообще не знаком с водой и никогда не был в бассейне. Чтобы научиться плавать, ребенок должен быть готов морально и физически, и прежде всего необходимо научить малыша любить воду и чувствовать себя в ней уверенно.
Что такое чувство уверенности в воде? Это умение погружаться: опускать голову и открывать под водой глаза. Многие дети с огромным удовольствием играют в воде, бултыхаются, брызгаются во все стороны, но как только вода попадает на голову и лицо, мгновенно пугаются.
Желательно приобрести чувство уверенности в воде уже в раннем возрасте. Одно из достоинств детских групп при бассейнах заключается в том, что они дают родителям представление о процессе обучения ребенка плаванию. Чем раньше ребенок начинает знакомиться с водной средой, тем быстрее и здоровее проходит процесс привыкания, при условии, что вода приносит только положительные эмоции.
Ни в коем случае нельзя бросать ребенка в воду и ожидать, что он сам научится плавать. Привыкание к воде очень индивидуально и каждый ребенок проходит этот путь в своем темпе. Важно подобрать программу, сочетающую в себе обучение, игру и развлечение. На этом этапе не нужно изучать плавательные движения. Трехлетним детям тяжело воспроизводить симметричные движения. Достаточно предложить ребенку двигаться в воде и с каждым разом увеличивать расстояние, которое он должен преодолеть. Естественным стилем плавания является стиль "по-собачьи". В последствии можно предложить ребенку полежать на воде, поплавать с надувными нарукавниками, с каждым разом усложняя задачу и увеличивая нагрузку. Необходимо следить, чтобы задачи были выполнимыми, тогда ребенок приобретет уверенность в собственных силах.
Занятия с детьми необходимо проводить в бассейне глубиной не менее 40 см. Если вы хотите заниматься прыжками в воду, бассейн должен быть поглубже, но и эта глубина должна позволять взрослому человеку устойчиво стоять на дне. Море не достаточно безопасно для обучения ребенка плаванию. Движение песка под ногами дает детям чувство неуверенности и неустойчивости. В обучении плаванию у бассейна есть свои преимущества перед морем. Детям легче заниматься в бассейне, поэтому переход от бассейна к морю позволяет постепенно переходить от более легкого к более сложному.
Надувные средства безопасности - нарукавники и круг. Пока взрослый находится рядом с ребенком, даже в детском бассейне, глубина которого не превышает 40-60 см., дети в возрасте 3-4 лет могут обходиться без нарукавников. От надувных кругов рекомендуется избавиться вовсе, так как они очень ненадежны. Круг может порваться, лопнуть, ребенок может из него выскользнуть или даже перевернуться. Кроме того, при использовании круга вся верхняя часть тела ребенка находится над водой, что не дает ему ощущения воды. Можно пользоваться надувным поясом, надеваемым вокруг талии. Однако, лучшим средством являются надувные нарукавники, надеваемые на руки и предоставляющие ребенку широкий диапазон движений, в то время, как большая часть тела погружена в воду. С нарукавниками ребенок может находится и в более глубоком бассейне, конечно, под постоянным наблюдением взрослых.
Обучение плаванию должно осуществляться без надувных средств и, естественно, под постоянным контролем. Когда ребенок с вашей помощью приборел уверенность в воде, предложите ему понырять и почувствовать приятное прикосновение воды к голове, опущенной под воду. Этот этап также желательно осуществлять постепенно - сначала в бассейне глубиной не более 40 см, затем - в более глубоком бассейне (60 см). Желательно, чтобы ребенок научился нырять с раскрытыми глазами. Для тренировки можно предложить ему различные игры: рассмотреть во время ныряния цветные предметы, лежащие на дне, или попросить поднять один из предметов.
После того, как ребенок освоился на небольшой глубине, переходим к более сложному этапу - прыжки в воду. Сначала это будут прыжки из положения сидя, затем из положения стоя на бортике бассейна, и на следующем этапе - с тумбочки для прыжков.
Настоящее обучение плаванию желательно начинать в возрасте 4-5 лет. К тому времени ребенок привыкнет получать удовольствие от воды, и чем больше времени он в ней проведет, тем лучше. Роль родителей в том, как сложатся отношения между ребенком и водой, сможет ли он развить свои способности передвигаться в воде, очень велика. Однако, не стоит брать на себя слишком большую ответственность, не ставьте перед ребенком слишком сложные цели и не требуйте быстрого прогресса в их достижении. Не давите на ребенка, иначе он будет чувствовать себя неуверенно. Прислушивайтесь к индивидуальному темпу ребенка, к его способностям, возможностям и трудностям.
Если родители не чувствуют себя достаточно уверенно в воде, можно порекомендовать отправить ребенка на курсы по обучению плаванию. Опытный инструктор поможет ему обрести уверенность в своих силах. Уроки плавания рекомендуются для закрытых детей-интровертов, детей со слабо развитой моторикой, а также для всех, кто хочет получить профессиональный инструктаж, совмещенный с общим удовольствием детей и родителей.
На фото - Настя Федотова в бассейне.