Моему сыну повезло. Он учился плавать на море. Причем первое его знакомство с водой произошло еще в грудном возрасте. Я сама неплохо плаваю и пыталась "поставить" движения своему малышу. Это оказалось весьма непростым делом, - мешали испуганные крики бабушки, страшные глаза обитателей пляжа, безмолвно (да и вслух тоже) осуждающие "мать-садистку". Но я была тверда в своем намерении подружить сына со стихией, а он - хорошим учеником, смелым и неутомимым. В результате уже в два года он сносно держался на воде, а в три - передвигался по поверхности и нырял.
Моему сыну повезло. Он учился плавать на море. Причем первое его знакомство с водой произошло еще в грудном возрасте. Я сама неплохо плаваю и пыталась "поставить" движения своему малышу. Это оказалось весьма непростым делом, - мешали испуганные крики бабушки, страшные глаза обитателей пляжа, безмолвно (да и вслух тоже) осуждающие "мать-садистку". Но я была тверда в своем намерении подружить сына со стихией, а он - хорошим учеником, смелым и неутомимым. В результате уже в два года он сносно держался на воде, а в три - передвигался по поверхности и нырял.
Однако дальше, в силу своего своенравного характера и моего явного непрофессионализма как тренера, сын принялся "развиваться самостоятельно". Стиль своего плавания он сам назвал "дикий барс" (да, до "просто брасса" ему было далеко). Название ему очень нравилось и сворачивать с намеченного пути он не собирался. И мне пришлось всерьез задуматься над тем, как "приручить" его водное буйство. Тогда мне казалось, что ребенок у меня - исключительный и к нему нужен особый подход.
Однажды, волею судеб, я попала в самый обычный московский детсад. Впрочем, не совсем обычный. В саду был бассейн. Мне посоветовали понаблюдать за занятиями, которые проводит здесь главный специалист по дошкольному плаванию столицы Тамара Алексеевна Протченко. И каково же было мое удивление, когда я увидела ровесников своего "вундеркинда", владеющих практически всеми стилями плавания, причем весьма "цивилизованно", к тому же умеющих подолгу задерживать дыхание под водой, выполняя при этом различные задания! Увиденное подорвало во мне уверенность в "избранности" собственного чада. Однако я не расстроилась, слава богу теперь у всех есть возможность научиться плавать, причем правильно, с самого раннего возраста. А ведь своевременно и ненавязчиво привитый навык (именно так проходят занятия Тамары Алексеевны) остается на всю жизнь!
Наша справка
По данным Комитета народного образования Москвы в городе более 350 детских садов оборудованы плавательными бассейнами, где регулярно проводятся занятия по оздоровлению детей и обучению их плаванию. Ежегодно для этих занятий отводится более 140 часов учебно-воспитательной программы.
Центром физвоспитания при Комитете, существующим с 1990 года, подготовлено 1300 высококвалифицированных инструкторов, среди которых большинство - профессиональные тренеры (есть даже тренеры сборной страны). Такие специалисты имеются во всех округах столицы,
Обучением и лечением ребят буквально с грудного возраста также занимаются более чем в 100 бассейнах при городских поликлиниках. В Москве регулярно проводятся различные водные праздники и соревнования, способствующие пробуждению у детей интереса к плаванию.
От дикого барса к брассу
"Самое главное,"- как рассказала мне Тамара Алексеевна Протченко, - "это ненасильственный, игровой подход к организации занятий. Программа таких занятий, прежде всего, должна носить образовательно-воспитательный характер, быть разнообразной, интересной даже для самых маленьких. Ведь наша главная задача - вырастить не чемпионов, а всесторонне развитых, здоровых и готовых к преодолению трудностей людей."
Много лет в Центре по крупицам собирают драгоценный опыт обучения плаванию как малышей, так и школьников, а также учащихся средних специальных учебных заведений. Руководит Центром настоящий энтузиаст, человек, всю свою жизнь посвятивший плаванию, Юрий Владимирович Головкин. Это под его руководством проводятся эксперименты, анализируется зарубежный и отечественный опыт, создаются новые программы, проводятся грандиозные детские праздники, организуются курсы для специалистов всех уровней. И сам он - необыкновенно решительный человек во всем, что касается его дела: "Кадры решают все. Я, конечно, не сталинист, но лозунг этот очень жизнен. Как поднять детское плавание в Москве, где ежегодно тонуть сотни людей разного возраста? Тонут, потому что не умеют плавать. Даже среди взрослых, по нашим исследованиям, основной причиной гибели на воде является отнюдь не алкоголь, как это принято считать, - а именно неумение плавать.
Итак, мы решили, что прежде всего нужно воспитать кадры, тех самых специалистов, которые бы проводили в жизнь все наши разработки и программы. Были организованы курсы и теперь наши "посланцы" работают по всему городу."
И работают, судя по тому, что я видела, очень здорово. Руководят подготовкой кадров такие же энтузиасты - уже знакомая нам Тамара Алексеевна Протченко и Юрий Александрович Семенов. Юрий Александроич заведует школьным плаванием. Он автор очень интересной книги "Навык плавания - каждому", в которой разработан метод интенсивного обучения плаванию с помощью тренажеров, специальных устройств и программных установок, что, по мнению автора, позволяет "охватить значительно большее число занимающихся и расширить возможности поиска перспективных молодых пловцов". Кстати Юрий Александрович изобрел и собственный тренажер - для отработки движений при плавании брассом.
О различном вспомогательном снаряжении мы говорили долго. Ведь по традиционной программе, которой уже стукнуло 70 лет, применение вспомогательных средств не приветствовалось, более того, считалось, что, например, ласты якобы могут способствовать потере плавательного навыка. Однако специалисты Центра считают, что использование вспомогательных средств, помогающих ребенку чувствовать себя в воде комфортно, совершенно необходимо. Ведь основная задача преподавателя, особенно на начальном этапе, - научить не бояться воды. Вот, к примеру, такое нехитрое, но очень полезное приспособление, как плавки, снабженные карманчиками, в которые вставляются пенопластовые пластины. Плавки отлично "держат" на воде, и ребенок привыкает к тому, что он "умеет плавать". По мере того, как плавательный навык становится все более реальным, пластинки одна за другой (можно и незаметно для самого пловца) вытаскиваются из кармашков и вскоре воспитанник уже плывет без всякой посторонней поддержки. Таким образом, первые шаги в бассейне сделаны без всяких напряжений и стрессов, что очень важно в наше время, когда многие дети страдают различными нервными заболеваниями и чрезмерной возбудимостью.
Впрочем, интенсивность занятий довольно высока. Дети устают, и "качественный" отдых им совершенно необходим. Для этого предусмотрен короткий сеанс расслабления под музыку. Ребята ложатся на бортик бассейна, инструктор зажигает ароматическую палочку и обходит всех, напоминая, что они должны повторять про себя: "Я отдыхаю..." Безусловно, умение так отдыхать им всем очень пригодится в дальнейшей жизни.
Курс рассчитан на 16-18 уроков, после чего каждый ученик может с гордостью заявить, что он "умеет плавать". Да что там, "просто плавать". Ребят запускают в воду и в одежде, для того, чтобы они не растерялись при случайном попадании в водоем, или смогли прийти на помощь тонущему. И таких "изюминок" в программе множество.
Еще одной отличительной особенностью новой методики является сокращение "сухопутных" занятий , которым ранее рекомендовали уделять треть урока в бассейне. "Быть в воде, как можно больше!" - вот девиз московских энтузиастов. Однако не просто "булты-хаться," а учиться. Программа позволяет вводить с самого начала все стили плавания. Во-первых, это вносит в занятия разнообразие , а во-вторых позволяет ученику найти "свой" стиль, то есть тот, который ему дается легче всего. Таким образом поддерживается и интерес к занятиям и ускоряет процесс вырабатывания устойчивого плавательного навыка, что, собственно, и является конечной целью программы.
После многочасовых душевных бесед в Комитете образования я твердо решила обуздать своего "барса", отдав его в руки умных и внимательных преподавателей, вылетевших из "гнезда Головкина". Меня уверили, что из парня непременно выйдет толк, как, впрочем, из всех , кто в эти самые руки попадает. Воодушевленная, я уговорилась о следующей встрече и полетела зыбирать сына с юга.
Обратите внимание: где купить люстру Чижевского