Перед родителями, которые закаливают своих детей и не переводят их на домашнее воспитание, часто встает вопрос – а что же делать, как совмещать закаливание и то, что происходит там, в детских учреждениях?
Ведь ясли, сады и школы работают по усредненной программе, в том числе и оздоровительной (если вообще работают по этой тематике). А для закаленного ребёнка это не приносит никакого положительного результата.
Взять те же самые уроки физкультуры. Я лично старалась их всегда игнорировать, используя любую возможность. Ну еще бы! Представьте себе разницу: я бегала по утрам на длинные дистанции, птички поют , или, наоборот, снег лежит, или даже дождь хлещет. А бывало и град заставал – в общем, кругом жизнь и бурление, и свежий воздух – и тут на тебе. Спортзал. Пыль, запах пота, грязные маты, странные упражнения, нелепые нормативы… Для себя я нашла выход в выступлении на соревнования от имени сначала школы, потом гимназии, потом лицея – за это мне разрешалось прогуливать уроки по физическому воспитанию.
Проблема детских учреждений в том, что они пытаются всех детей привести к общему знаменателю. И знаменатель этот – не завышенная планка. Отнюдь. Знаменатель этот – планка пониженная, и в области здорового образа жизни рассчитана скорее на какого-нибудь ребёнка «зелёносопливого», чем на здорового.
Идеальный выход кончено же лежит в области утопий. Частная школа со здоровыми, которую не все могут себе позволить, да и дети там такие же, как правило, хилые и болезненные. Или домашнее обучение – которое налагает на родителей не только громадную ответственность, но и непростые условия жизни – личного времени практически не останется. Зато ребёнка можно будет закалять. Шутка. Надо искать ту самую истину, которая где-то рядом и ту золотую середину, которая как обычно, не достижима.
Долой серость и уравниловку. Позвольте своему ребёнку быть здоровым, а не выращивать в горле гнойники лакунарной ангины. Позволите ему быть здоровым и энергичным, позвольте ему уметь постоять за себя.
При чём тут закаливание и детские учреждения? При всём. Даже при последнем – умении постоять за себя. Закаливание делает человека более здоровым, а, значит, более устойчивым к факторам внешней среды, более независимым от них и более адаптивным, более целостным и более защищенным. А если мы чувствуем себя защищенными и сильными мы всегда сможем себя защитить. Итак, процедуры закаливания ни в коем случае не сворачивать.
Да, большинство детей ноют по утрам и хотят поспать подольше, а не обливаться ледяной водой. Все мы по природе свое не далеко ушли от ленивцев и хотим вернуться в безмятежность внутриутробного существования. Особенно по утрам. Особенно зимой. К сожалению, это невозможно и как родитель вы должны помочь ребёнку уметь ориентироваться в этом мире. Так что закаливание не бросайте ни в коем случае, вне зависимости от уровня учреждения. Даже в пятом, даже в девятом и одиннадцатом классах оно будет также полезно (а может и более), чем в яслях.
Но всё таки лень. Но всё-таки очень хочется спать. Так что же делать? Во-первых. Никто не говорит. Что закаливание со всеми его процедурами занятие категорически утреннее. Кто-то с удовольствием будет «дышать» свежим воздухом и бегать, да и обливаться, после обеда. Кто-то легко это делает с вечера, кто-то оставит себе утро – ориентируйтесь на нужды и возможности ребёнка, а не на то, что написано в «умных» книжках. Помните, что закаливание - это не настолько долговременный процесс, чтобы вы не могли уделить ему 15-20 минут в день вместе с ребёнком. Помните и том, что не стоит перегибать палку с закаливающими нагрузками – если ребёнку предстоят экзамены или цикл контрольных работ не стоит планировать на это время увеличение нагрузок при закаливании.
Режим дня – особенно важен в зимне-осеннее время, поэтому так важно укладываться спать во время всей семье и тогда, возможно, утро будет гораздо более дружелюбным. Ну и, наконец, помните, что всегда можно слегка снизить закаляющие нагрузки.