Давно замечено, что все люди, а особенно дети, с разным успехом переносят холод. Кто-то легко ходит во время морозов с расстегнутой курткой, а кто-то заболевает, выйдя осенью из дома без шарфа.
При этом все системы закаливания так или иначе используют в свое й «работе» закаливание холодом. Так как же правильно его использовать?
Учтите, что есть такие дети и их родители, которые блеют вовсе не из-за того, что у них плохие нервы, обострился приступ лени или они ипохондрики. Есть такие дети, которые заболевают от малейшего контакта с холодом. Объясняется это просто – при переохлаждении какого-либо участка кровеносные сосуды в слизистой носа и носоглотки расширяются, начинается воспаление. За этим просто расширением сосудов и небольшим воспалением следует привычная схема действия организма – поднять температуру, уложить в постель. При закаливании таких детей надо понимать эту особенность организма и ни в коем случае не приступать к агрессивному закаливанию сразу, « с понедельника».
Однако даже если ваш ребенок не обладает хоть какой-то морозоустойчивостью и не имеет навыка переносить холодовые нагрузки, не все потеряно. Простудные заболевания возникают далеко не у всех. Есть немало морозоустойчивых людей, которые менее подвержены простудам и безболезненно переносят резкие колебания температуры. При проведении исследования феномена закаливания оказалось также, что степень чувствительности к холоду зависит не только от врожденных особенностей организма, но обусловливается и условиями жизни, и, прежде всего климатическими особенностями. Для того, что бы организм мог закалиться и не болеть, необходимо готовить его в проживанию в конкретных климатических условиях. Понятно, что в тропиках гораздо важнее уметь переносить жару и влажность, чем мороз и ветер. Но вернемся к основному вопросу: почему же болеют дети, когда их начинаешь закалять?
Дело в том, что использование холода как закаливающей процедуры может привести к изменению температурного режима ребенка (впрочем, взрослого человека тоже). Постоянство температуры тела (наши драгоценные 36,6 – температура тела, при котором наилучшим образом работают все системы организма, все ферменты и гормоны) возможно лишь в том случае, если количество образующегося тепла равно количеству тепла, отдаваемого телом в окружающую среду. То есть постоянство температуры тела обеспечивается сочетанием двух взаимосвязанных процессов – теплопродукции (что производит само тело) и теплоотдачи (что тело «отдает» в окружающую среду). Если приход тепла равен его расходу, то температура тела сохраняется на постоянном уровне. Если же теплопродукция преобладает над теплоотдачей, температура тела повышается. Отсюда так опасны перегревания и «переукутывания» младенцев и вообще детей. При этом резкое понижение температуры для неподготовленного (незакаленного организма) ведет к повышению температуры и возникновению «простуды». В обратной же ситуации перебор с закаливанием может привести и к понижению температуры тела, а значит, к стрессу, а, значит и к реакции на стресс с- лечь в кровать и переболеть, лишь бы отвязались. То есть становится понятным, что пределы терморегуляции детей и взрослых не бесконечны, а нарушения теплового равновесия организма, как правило, причиняют существенный вред здоровью. Чрезмерное охлаждение, например, ведет к ослаблению организма, снижению его устойчивости, уменьшению сопротивляемости болезнетворным микробам. Какой выход? Выход очень простой – соблюдать все правила закаливания, не торопиться и слушать своего ребенка.